Государственный заказчик переходит на BIM. В Европе

Неготовность заказчика строй проектов всеполноценно осознать, принять и оценить достоинства технологий информационного моделирования (BIM) в ближайшее время именуется чуть ли не главным препятствием к их внедрению.

«Заказчик не желает (платить)», «заказчику это неинтересно», «заказчик не просит и не желает принимать модели проекта» — эти и подобные им сетования повсевременно доносятся со стороны исполнителей проектов, сначала, проектных организаций, уже способных такие проекты заказчикам поставлять. Но когда идет речь о личном заказчике (инвесторе) — он свободен распоряжаться своими средствами по собственному усмотрению, а в ситуации со стройками на экономные средства — все не так разумеется. Средства налогоплательщиков нужно сберегать, используя для этого все новые заслуги. По последней мере, так считают представители европейских госзаказчиков, и вот уже четыре года работают над координацией усилий и выработкой общих подходов к тому, как заказывать проекты в BIM, и как посодействовать отрасли выполнить поэтапную трансформацию в цифровой формат, вырабатывая для этого надлежащие инструменты регулирования.

Европейская группа госзаказчиков BIM-проектов

Идет речь об организации с заглавием EU BIM Task Group, что можно перевести как «Рабочая группа по BIM Евросоюза», хотя вернее было бы именовать эту группу просто европейской. Ведь одна из 2-ух государств соорганизаторов — Норвегия — в Евросоюз не заходит, а 2-ая — Англия — из него, как понятно, выходит. Но создавалась группа еще в 2013 году, в 2015 получила от Еврокомиссии финансирование на разработки, а в реальный момент в нее уже входят представители 21 страны. Почему появилась необходимость в схожей организации?

Дело в том, что в последние годы все большее число государств включилось в процесс подготовки перехода на BIM, ускорилась разработка государственных программ и дорожных карт по BIM. В этой связи появились опасности получить в Европе контрастную и несогласованную картину требований и подходов к информационному моделированию. Разумеется, что такая ситуация сделала бы барьеры на едином строительном рынке Европы. Вот и пришлось более приготовленным странам взять на себя ответственность и сделать такую компанию, хотя это, быстрее, проф общество. Возглавил ее Адам Мэтьюс (Adam Matthews), ранее отвечавший в аналогичной группе Англии за координацию в интернациональных отношениях.

В состав европейской BIM-группы вошли представители разных правительственных и муниципальных организаций — министерств экономического развития, транспорта и инфраструктуры, обороны, транспорта и торговли, авто и жд агентств и даже институтов. По словам Адама, само существование группы можно именовать «европейским фуррором» и положительным опытом сотрудничества; ситуация, когда страны договариваются об общих принципах, сформировывают общие понятия об измеряемых уровнях внедрения технологий, открывает способности строительному бизнесу Европы работать за государственными границами.

Одним из результатов работы группы стал выпущенный в июле этого года документ для европейских муниципальных заказчиков, который уже получил высшую оценку и вызвал большой энтузиазм в различных странах, в том числе и у нас. Он-то и послужил поводом для этой заметки.

«Управление по введению информационного моделирования объектов серьезного строительства в практику евро муниципального заказа. Стратегический шаг для производительности строительной отрасли: ценности, инновации и рост»

Конкретно такое заглавие получил документ, который уже на данный момент доступен для всех заинтересованных на веб-сайте Европейской Рабочей Группы по BIM. Документ представляет бесспорный энтузиазм и для русской строительной отрасли, так как наша муниципальная программка по переходу на BIM все еще формируется и находится в исходной фазе.

В Руководстве обозначены три категории его возможных юзеров:

— разработчики гос политики в области сотворения объектов серьезного строительства, объектов инфраструктуры;

— муниципальный (городской) заказчик, лица конкретно вовлеченные в компанию закупок в строительстве;

— оператор либо другие организации, ответственные за эксплуатацию и внедрение построенных объектов недвижимости.

Европейский госзаказчик, также как и наш, пока очень далек от аспектов и особенностей работы в BIM, потому в Руководстве поначалу объясняются экономические, экологические, социальные достоинства нового подхода для страны. BIM внедряется как часть большой инициативы Еврокомиссии по цифровизации экономики — «Единый цифровой рынок» (Digital Single Market). Выпущенная в 2014 году европейская директива рекомендовала всем членам ЕС использовать электрические средства и BIM при госзакупках строй работ.

В среднем, до 30% оборота строительного рынка Евросоюза обеспечивается муниципальными заказами. Ответственность за средства налогоплательщиков, которыми распоряжается муниципальный заказчик, ощущается в каждом разделе документа. Обеспечив обширное отраслевое применение новых цифровых процессов на главных строй проектах, европейцы планируют раз в год сберегать до 130 млрд евро.

Основная задачка Управления — выработка общего осознания и языка BIM; его цель — содействовать широкому распространению разработанных эталонов и общих принципов, чтоб, для начала, под BIM-проектом участники конкурсов понимали одно и то же.

Нужно увидеть, что это никак не обычная задачка. Малозначительный аналогичный, приблизительно годичный, русский опыт гласит о том, что и снутри одной страны условиться об общих принципах и выработать общий язык бывает очень нелегко, а тотчас и просто нереально.

В Руководстве очень внушительно показывается, почему конкретно госзаказ является главным драйвером нововведений, в особенности в критериях очень фрагментированной отрасли, тогда как для получения экономического эффекта нужно очень обширное роль малого и среднего бизнеса, составляющего 95% участников рынка.

Стратегия и реализация по-европейски

В Руководстве можно выделить два огромных направленных на определенную тематику блока, которые дополняют друг дружку: один определяет стратегические принципы формирования гос программки перехода на BIM и представляет сторону заказчика, а 2-ой относится к уровню реализации и в основном представляет сторону поставщиков строй услуг.

Стратегический блок подчеркивает лидерскую роль муниципального сектора в становлении программки, необходимость обозначить ее цели, показать ожидаемые результаты и пользу для экономики, назначить ответственного и сформировать команду, которая будет программку реализовывать.

Как и в любом процессе управления переменами, тут важную роль играют коммуникации; нужно вовлечение в процесс всех главных стейкхолдеров, формирование проф сообществ, региональных и специализированных групп, распространение наилучших практик.

На стратегическом уровне нужно сделать среду, поддерживающую коллективное взаимодействие участников, что подразумевает ревизию имеющихся юридических, контрактных, правовых, закупочных политик и процедур, с целью устранения барьеров для совместной работы и регламентированного обмена данными меж участниками процесса. Для этих целей разрабатываются вновь либо приспосабливаются международные эталоны.

Для реализации задач программки будет нужно наращивание нужной квалификации существующими участниками рынка, подключение институтов для разработки и введения новых образовательных программ для получающих высшее образование. В этом процессе нужно определять прогресс, ассоциировать текущие характеристики со стартовыми и пр.

На реализационном уровне выделены такие вопросы, как особые условия в договорах; неотклонимая проверка квалификации исполнителей на тендерах и их готовность представить материалы проекта в обсужденных форматах; информационные обмены в согласовании с установленными требованиями и стадиями проекта.

Что касается технических качеств, то тут особо обговаривается объектно-ориентированный подход к моделированию и организации данных, также тот факт, что информационные требования должны предъявляться в независящих от вендоров непроприетарных форматах.

Практики коллективной работы базируются на использовании Среды общих данных, а для обеспечения требований всех стейкхолдеров на различных стадиях актуального цикла предлагается использовать инструменты системного инжиниринга. Вновь возникающие роли по управлению информацией и организации процесса и их функционал назначаются зависимо от трудности проектов.

Отдельный энтузиазм в Руководстве представляют кейсы. Они обрисовывают ситуацию в одной из государств — участнике европейской BIM группы и тем иллюстрируют «сухую» теорию, изложенную в документе. Референсные страны, организации, выставленные в кейсах — Германия и ее «Дорожная карта», Транспортная Администрация Швеции, Англия и ее цифровая стратегия и остальные.

«А нам-то это для чего?!»

Некие читатели на данный момент зададутся вопросом: для чего нам про все это нужно знать? Какая-то группа в Европе разработала некоторый документ про то, как организовать жизнь в новеньком цифровом формате и не перевоплотить процесс в строительство Вавилонской башни, когда два почетаемых специалиста не могут друг дружку осознать — и что?

А вот что. Этот документ можно считать некоторым образцом, универсальной аннотацией для выстраивания работы страны и строительной отрасли в цифровую эру.

Во-1-х, невзирая на то, что европейцы писали это Управление себе, для собственных государств, этот документ и нам может быть очень полезен. Если проанализировать утвержденную Минстроем Дорожную карту по внедрению BIM и сопоставить ее положения с советами европейцев, то просто найти, что фактически ничего из рекомендованного Управлением в «нашу» карту не вошло. Есть суровый повод задуматься, а что, фактически, утвердили-то?

А во-2-х, с возникновением данного документа муниципальному (и не только лишь) заказчику сейчас есть что почитать про BIM: и у их, и у нас!

Керамогранит Unitile Гермес 40x40 см 1.6 м² цвет белый

Керамогранит Unitile «Гермес» применяется для производства внутренних отделочных работ и предназначен для облицовки пола и стенок в кухне и ванной комнате. Употребляется в помещениях с обычной проходимостью. Размер плитки — 40 × 40 см. Толщина — 8 мм. Цвет — белоснежный. Края не ректифицированы. Страна производства — Наша родина.

Водопоглощение керамогранита составляет 0,5%, потому материал можно использовать в помещениях с высочайшей влажностью. Лицевая гладкая матовая поверхность с рисунком под бетон обеспечивает достаточное сцепление, чтоб уверенно передвигаться даже по мокроватому полу.