Электрооборудование школ в вопросах и ответах

По всей стране идёт масштабная программка полгого ремонта и нового строительства общеобразовательных учреждений. К примеру, в Нижегородской области в ближайшую пятилетку будет построено 101 учебное заведение, в Подмосковье планируют выстроить 200 и реконструировать более 112 школ. У профессионалов, в первый раз привлекаемых к проектированию электрического оборудования данных объектов, появляется огромное количество вопросов. Ответы на самые распространённые из их дают специалисты:
– Владимир Закускин, советник генерального директора Группы компаний IEK, 1-го из огромнейших производителей и поставщиков электротехники и светотехники;
– Максим Карелин, технический спец ООО «ЗОМФИ»;
– Олег Печенев, региональный представитель ГК IEK (г. Тюмень);
– Роман Сазонов, главный инженер ООО «Энергосервис» (г. Иркутск);
– Алексей Щукин, генеральный директор инжиниринговой компании «Регион» (г. Санкт-Петербург).
ВРЕЗ//
Главные регламентирующие акты в действующих редакциях:
- СП 31-110-2003 «Проектирование и установка электроустановок жилых и публичных зданий»;
- СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;
- ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»;
- ГОСТ Р 50030.2-2010 (МЭК 60947-2:2006) «Аппаратура рассредотачивания и управления низковольтная. Часть 2. Автоматические выключатели».

Какие требования нужно делать при устройстве электросетей, чтоб обеспечить электробезопасность школьников?
Роман Сазонов (Р.С.): В общеобразовательных организациях используются как меры, общие фактически для всех электроустановок публичных построек (защитное заземление, недоступность для прикосновения токоведущих частей и др.), так и соответствующие только для детских образовательных учреждений. К специфичным требованиям можно отнести размещение розеток и выключателей на высоте 1,8 метра, применение разделительных трансформаторов, сверхнизкого напряжения или дифференциальной защиты для оборудования, на котором занимаются школьники. Конструкция бытовых розеток должна предугадывать защитные устройства, автоматом закрывающие гнёзда при вынутой вилке (шторки).
Очевидно, проект электронных сетей школы должен не только лишь соответствовать нормам безопасности, да и отвечать потребностям современного образовательного процесса: включать в себя компанию информационных сетей и точек подключения медиаоборудования (интерактивных школьных досок, проекторов, ноутбуков). Надлежащие требования заказчика должны быть отражены в техническом задании.

Какие устройства предупреждают появление чрезвычайных ситуаций в учебных заведениях и требуют бесперебойного электроснабжения?
Алексей Щукин (А.Щ.): Полные требования к оснащению школ системами электросвязи приведены в таблице 1 СП 134.13330.2012. В неотклонимом порядке в общеобразовательных организациях инсталлируются системы дымоудаления , пожаротушения и предупреждения загазованности, охранная и пожарная сигнализация. Они относятся к потребителям первой категории. Согласно ПУЭ , нужно обеспечить бесперебойное электроснабжение данного оборудования с возможностью автоматического переключения на запасные источники питания в случае отключения электроэнергии.
Владимир Закускин (В.З.): Не считая того, согласно п. 6.1.23 ПУЭ, школы нужно оснащать аварийным освещением, задачка которого – содействовать своевременной эвакуации людей в случае появления пожара и других нештатных ситуаций. Можно обеспечить автономное питание соответственных осветительных устройств от дизель-генератора, но почаще применяется обычный и наименее накладный путь – установка осветительных приборов со интегрированной батареей. Так, в ряде моделей серии ДПА эвакуационное освещение длительностью до четырёх часов обеспечивает никель-металлгидридный (NiMH) аккумулятор, защищённый от глубочайшего разряда и перезарядки.

Есть ли специальные требования к модульному электрическому оборудованию, устанавливаемому в школе?
Олег Печенев (О.П.): Согласно ПУЭ, аппараты защиты для школ выбираются так же, как для хоть какого административного строения. Но часто проектировщики делают больший акцент на безопасность, к примеру, устанавливая автоматические выключатели с завышенной до 6 кА отключающей способностью на все отходящие полосы.
Можно отметить тренд на усиление мер активной защиты школьников от электротравм, отразившийся в повсеместном использовании устройств дифференциального тока – полтора десятилетия вспять их было малое количество, а в зданиях старенькой постройки они отсутствовали совсем. Но с 2002 года, согласно седьмому изданию ПУЭ, данные аппараты стали неотклонимыми. Так, проектом строительства школы на 1100 учебных мест в микрорайоне Ямальский-2 городка Тюмени предусмотрена установка более 160 единиц АВДТ 32-2Р 30 мА. Они отвечают за пожаробезопасность всех помещений, включая столовые, мастерские, классы физики, химии и информатики, укомплектованные значимым числом розеток, к которым подключается различное оборудование.
Залогом высочайшей надёжности и точности функционирования модульного оборудования в детских учреждениях становится серьезный контроль свойства на всех шагах производства. Но мы в ГК IEK идём далее, повсевременно внося конструктивные конфигурации в аппараты защиты, в том числе с целью роста их срока службы, понижения энергозатрат и увеличения удобства эксплуатации. К примеру, наличие индикации в дифференциальных выключателях позволяет найти, что конкретно стало предпосылкой срабатывания автомата – сверхток либо ток утечки. А это в свою очередь даёт возможность впору принять нужные меры безопасности.

Какие требования предъявляются к осветительным устройствам?
А.Щ.: Чтоб обеспечить действенный учебный процесс и сохранить здоровье малышей и подростков, освещённость в классах (на поверхностях учебных столов) должна составлять не меньше 400 лк, а у доски – 500 лк. Рекомендуемый уровень дискомфорта от искусственного света – наименее 15 %, а коэффициент пульсаций осветительных приборов – наименее 10 %. Цветопередача в учебных помещениях нормируется на уровне 80 единиц, для школьных коридоров – не ниже 40 единиц.
Использовать только искусственные источники можно в кладовых, душевых и подсобных помещениях для хранения инструментария.
Во всех учебных комнатах следует организовать достаточное естественное освещение. Оно должно быть боковым и левосторонним. Двухстороннее освещение допускается в помещениях глубиной выше 6 метров. Для равномерного рассредотачивания света нужно предугадать в проекте электроснабжения правостороннюю подсветку на высоте 2,2 м. Коэффициент естественного освещения таких мест должен быть равен 1,5 %.
В качестве главных источников света в образовательных учреждениях рекомендуется внедрение трубчатых и малогабаритных люминесцентных ламп, ламп накаливания. Если производителем осветительных устройств пройдена сертификация под нормативные спектральные био требования, то допускается применение светодиодов с удалённым люминофором либо комбинированным удалённым фотолюминесцентным конвертером.

Как регламентируется энергоэффективность освещения?
Максим Карелин (М.К.): Во-1-х, СП 251.1325800.2016 вводит ограничения на предельную установленную мощность осветительных устройств в помещениях школы, обозначенные в таблице 8.1. Во-2-х, приложение Д предлагает снижать потребление электроэнергии с помощью датчиков движения, учитывающих уровень естественного света.
На практике некие общеобразовательные организации перевыполняют требования нормативов, используя умственные системы управления освещением, дозволяющие сберегать электроэнергию и обеспечивать комфортабельный уровень яркости в классах. Так, в 2017 году при строительстве Хорошёвской гимназии в Москве во всех помещениях с окнами было установлено 558 бесшумных радиоуправляемых приводов Sonesse производства французской компании Somfy. Данные устройства на основании показаний датчиков автоматом меняют положение рулонных штор, создавая в классах рациональные световые условия: при ярчайшем солнце система отключает искусственное освещение и, не затемняя комнату, предутверждает возникновение бликов. В облачную погоду, напротив, очень открывает шторы и включает столько осветительных приборов, сколько нужно, что также обеспечивает экономию электричества.
При проектировании таких автоматических систем следует учесть требование нормативов: не использовать искусственный и естественный свет сразу в классах, созданных для занятий деток до 12 лет.

Есть ли какие-то конфигурации в нормативах, которые следует учесть при проектировании систем электроснабжения в образовательных учреждениях?
Р.С.: За последние 5 – 10 лет произошли только малозначительные корректировки нормативно-технической документации, регламентирующей проектирование электроустановок школ. К примеру, разработан и рекомендован к применению кабель с низкой токсичностью товаров горения (LTx).
Электрификация современной школы может не только лишь полностью отвечать всем муниципальным эталонам и санитарным нормам, да и опережать их – если на стадии планирования будут заложены прогрессивные технические решения и поболее высочайшие характеристики оборудования. Следует учесть, что безопасность деток в значимой степени зависит и от высокопрофессионального выполнения монтажных работ, также от предстоящего соблюдения правил эксплуатации инженерных сетей.

Источник бесперебойного питания TEPLOCOM -1000 исп.D


Уникальный источник бесперебойного питания для оборудования с большенными, до 3000 ВА, пусковыми токами. Предназначен для обеспечения бесперебойным питанием насосных станций, котлов отопления и водонагревателей, работающих на водянистом горючем, вентиляторных горелок, а так же может быть использован для обеспечения бесперебойным питанием холодильного оборудования.
Нужное кол-во АКБ для работы – 2 шт., 24 В (можно авто), малая требуемая ёмкость 40 Ач. Время резерва зависит только от емкости АКБ. Ток заряда АКБ — 6 А, защита АКБ от глубочайшего разряда, настенно-напольное крепление. Электрическое формирование нейтрали с гальванической развязкой от АКБ для корректной работы котлов в режиме резерва.
ВНИМАНИЕ! АКБ в набор поставки не заходит и приобретается раздельно.